35-я береговая батарея. Потомкам в пример

После поражения крепости Порт-Артур в 1905 г. перед Россией ребром встал вопрос о возведении укреплений с мощнейшими орудиями для защиты Севастополя от посягательств со стороны моря. Одной – недалеко от Херсонесского маяка, другой – на северной стороне, там, где сегодня расположен поселок Любимовка. В 1912 г. началось строительство бронебашенных батарей. К 1917 г. работы по постройке бетонных башен и потерн на мысе Херсонес были практически завершены, но революция, а после и гражданская война, приостановили сооружение батареи, и возобновилось оно только в 1925 г.

35 береговая батарея Севастополь

Согласно проекту, это был мощнейший фортификационный объект. Управление четырьмя, установленными попарно в двух бронированных орудийных блоках, орудиями, к которым подавались 305-миллиметровые снаряды, осуществлялось из командного пункта. Их тоже было два – основной и запасной, — и они находились на значительном расстоянии от орудийных башен. Бетонные коридоры, уходящие под землю на несколько этажей, соединяли между собой башни и командно-дальномерные посты. В этих галереях разместились служебные и жилые помещения, погреба, склады для хранения топлива и воды, пункт связи, оперативный центр управления стрельбой, котельные, электрическая, аккумуляторная и компрессорная станции, медпункт. Здесь же хранился боезапас. Для обеспечения жизнедеятельности батареи в случае газовой атаки, на ней впервые в России было установлено устройство для фильтрации воздуха.

Место для строительства оборонительного комплекса было выбрано не случайно. С этой точки Севастополь просматривался на 360 градусов. А дальность орудий позволяла, в случае надобности, накрывать огнем территории от Бахчисарая до Байдарских ворот, отражая атаки неприятеля как с моря, так и с суши.

Осенью 1929 г. бронебашенная береговая батарея вступила в строй, и ей был присвоен № 35. В этом же году на ней побывала немецкая делегация, возглавляемая генералом Бломбергом, который был поражен мощью оборонительного сооружения.

А потом была война, и немецким войскам пришлось испытать эту мощь на себе. Первый боевой залп батарея произвела в начале ноября 1941 г. по скоплению войск противника в районе Мекензиевых гор. Раз за разом немецкие войска штурмовали город, но оборонительные укрепления, в состав которых входили 30-я и 35 башенные батареи, не давали им этого сделать. Лишь в двадцатых числах июня 1942 г. враг смог переломить ход наступательной операции. Тогда была окружена и, после нескольких дней ожесточенного сопротивления, уничтожена 30-я береговая батарея.

После этого оставшиеся в живых защитники и жители города стали отходить на запад под защиту 35-ой береговой батареи, ведущей непрекращающийся обстрел позиций противника. Десятки тысяч человек искали спасения на выжженном солнцем и войной мысе Херсонес. Кольцо врагов сжималось и, наконец, настал момент, когда отступать было уже некуда. Одна из орудийных башен была уничтожена взрывом. Боеприпасы подходили к концу.

Поздним вечером 29 июня все высшее командование штаба ЧФ прибывает на 35-ю бронебашенную батарею. На следующий день они собирают последний совет, на котором принимают решение город сдать  и готовиться к эвакуации. Капитану Лещенко, руководящему батареей, было приказано ее подорвать, когда закончится боезапас и 2-го июля 1942 г. он выполнил приказ. К этому моменту весь военный совет ЧФ был эвакуирован на Большую землю. А в катакомбах оказались десятки тысяч людей, оставшихся без командиров, без боеприпасов, без еды, обреченные на гибель. Они сражались с врагом до последнего патрона. Когда закончились и они — бросались в рукопашный бой. Еще более десяти дней держали оборону измученные защитники города. Но силы были слишком не равны.

В мае 1944 г. в бетонных подземельях разрушенной 35-ой батареи искали спасения уже немецкие солдаты. Именно здесь, на берегах бухты Казачьей, закончилось освобождение Севастополя.

Нарком ВМФ своим приказом  от 4 декабря 43 г. исключил 35-ю береговую батарею из состава ВМФ, в связи с гибелью во время выполнения боевого задания.

После войны батарея не восстанавливалась. Какое-то время в ее казематах еще находились военные склады, но к началу 60-х годов и они опустели. Постепенно заброшенная батарея пришла в полный упадок. В 90-х годах земли вокруг нее захватывались под частные постройки, а по руинам бродили черные копатели.

35 береговая батарея Севастополь

В результате, судьбу 35-й батареи решили неравнодушные жители Севастополя, которые подняли, и всячески муссировали  вопрос о необходимости увековечить память тысяч моряков, для которых эта земля стала последним приютом. И их усилия не пропали даром. В 2006 году было принято решение о создании на территории батареи мемориального комплекса. Все расходы по созданию музея взяла на себя группа компаний «Таврида-Электрик» под руководством А.Чалого. Не остались в стороне и простые жители города.

Сегодня музейный комплекс «35 береговая батарея» ежедневно принимает сотни, а то и тысячи, гостей, желающих побольше узнать о тех трагических днях в истории Севастополя, почтить память его защитников. Фраза Л.Н. Толстого: «Не может быть, чтобы при мысли, что и вы в Севастополе, не проникло в душу вашу чувство какого-то мужества, гордости, и чтоб кровь не стала быстрее обращаться в ваших жилах…» — лучше всего передает переживания людей, посетивших историко-мемориальный комплекс.

Автор Оксана Шевцова

Посмотреть все
Оцените статью
ДВА МАЯКА