Балаклава — это древний, самобытный городок, входящий в состав Севастополя. Туристы, да и жители города, с удовольствием отдыхают на балаклавских пляжах, любуются развалинами генуэзской крепости, дышат уникальным целебным воздухом, совершают променады по набережной. И кажется, что так было всегда.
Однако, в истории Балаклавы был совершенно иной период. В 1957 году она была лишена статуса города и вошла как административный район в состав Севастополя, ее название исчезло со всех карт, а въезд в нее был закрыт. В разгар холодной войны руководство страны было озабочено ее обороноспособностью. Ядерная угроза буквально витала в воздухе. И в этих условиях Сталин отдал распоряжение Берии найти место для строительства секретного завода для ремонта и оснащения подводных лодок, несущих на борту ядерный заряд. Вот тогда-то и оказалось, что наилучшим местом для нее является Балаклава.
Так в 1953 году началось грандиозное, не знавшее аналогов, строительство в недрах горы Таврос. По ночам от берега отчаливали баржи, несущие на борту тонны грунта, который сбрасывался в море. Заводу для ремонта и снаряжения подводных лодок было присвоено название “Объект 825ГТС”, а объект для хранения и приведения в боеготовность шести видов ядерного оружия получил номер 820. Для аббревиатуры ГТС предлагалось два толкования: городская телефонная станция и гидротехническое сооружение. Были ли удовлетворены этим объяснением жители Балаклавы, неизвестно. Но другого им давать никто не собирался.
Когда дело дошло до создания подземного канала, оказалось, что военные специалисты, на плечи которых и было возложено строительство базы, испытывают трудности с бурением грунта. Им на помощь были откомандированы специалисты метростроя. Результатом их совместных усилий стал канал, достигавший в глубину восьми, а в ширину — от двенадцати до двадцати двух метров.
База должна была быть закончена в очень сжатые сроки. Рабочие трудились в четыре смены. Первая очередь была сдана в 1961 г., а вторая — в 1963 г. Площадь готового сооружения составила 5 тысяч квадратных метров, три из которых располагались под акваторией. Оно включало в себя ремонтную базу, способную вместить до семи подлодок, сухой док, хранилище боезапаса, топлива и запчастей, жилые помещения и было способно защитить людей и лодки в случае ядерного удара.
Для соблюдения секретности лодки заходили в канал и выходили из него исключительно в ночное время. При этом в городке отключали свет. Для того, чтобы поставить лодку на ремонт в сухой док, его наполняли водой, а затем, после захода лодки, опустошали. Вода отступала, оставляя улов, которому позавидовал бы любой рыбак. Работники дока коптили собранную со дна рыбу. Так отсутствие света и плывущий над Балаклавой аппетитный аромат сообщали жителям о ночных событиях.
После распада СССР база досталась Украине. В 1994 году из ее доков вышла последняя подводная лодка. Потом уникальный военный объект был заброшен и подвергся разграблению. Примерно в это же время Балаклаву открыли для посещения.
О заводе никто не вспоминал вплоть до 2002 года, когда было принято решение организовать на его базе музейный комплекс. При этом к осмотру открыто всего около 30 процентов его территории. Но и этого достаточно, чтобы по достоинству оценить грандиозность этого проекта. Некоторые помещения находятся в аварийном состоянии, другие же являются секретными и по сей день. Ведь объект не потерял своей актуальности и, если того потребуют обстоятельства, может быть вновь приведен в рабочее состояние.
Автор Оксана Шевцова