История Севастополя помнит не только кровопролитные войны. Есть в его анналах и другие страницы. Одна из них повествует о святом Клименте, третьем епископе Римском. Три места в городе носят его имя – мужской монастырь в Инкермане, построенный на месте обители, в которой миссионерствовал Климент, озеро вблизи монастыря, и маленький островок в самой вершине Казачьей бухты, где святитель встретил свою смерть.
Блестяще образованный, имеющий знатное происхождение, Климент, едва достигнув совершеннолетия, оставляет родной Рим и отправляется в Палестину. В Александрии он впервые слышит проповеди апостола Варнавы и становится истым адептом христианского учения. Спустя некоторое время, странствуя по Святой земле, Климент встречает апостола Петра и становится самым преданным из его учеников. С тех пор Климент везде следует за Петром. Вместе они исходили много тысяч миль, повсюду проповедуя христианство.
В 92 году н.э. апостолом Петром Климент был рукоположен в епископы Римские. Он продолжает проповедовать христианство среди представителей всех сословий, населявших тогда Рим. Сотни людей становились приверженцами христианского учения. Это продолжалось до тех пор, пока среди новообращенных последователей христианства не оказались члены императорской семьи./p>
Этого римский император – язычник Траян снести уже не мог. Он и до этого недолюбливал проповедника, но видеть приверженцев христианства среди своих родных – это было слишком. Траян принимает решение избавиться от Климента. Но признание горожанами своего проповедника было так велико, что уничтожить его физически император побоялся. Вместо этого он отдал приказ сослать строптивого апостола в Инкерманские штольни, в надежде, что каторжный труд сделает это за него.
К моменту появления в каменоломнях Климента, туда было сослано уже более двух тысяч последователей христианского учения. Они рубили камень, изнемогая от жары. Ситуацию усугубляло практически полное отсутствие воды для питья. Ходит легенда, что, узнав об этом, святитель, вознеся Господу молитву, добыл чистую родниковую воду прямо из-под земли. Весть об этом чуде распространилась по всей Тавриде. Целыми днями Климент вместе с другими каторжанами добывал инкерманский камень, а вечерами совершал свои богослужения в одном из храмов, выдолбленных в скале. Внимая его проповедям, язычники сотнями принимали христианство.
Обеспокоенный слухами о том, что город Херсонес стараниями Папы Римского Климента стремительно превращается в оплот христианства, император Траян в 101 году отправляет своего посланника на полуостров с приказом казнить опального епископа. Казнь была всенародной. Проповедника усадили в лодку под усиленной охраной, вывезли на ней в бухту Казачья, привязали к якорю и утопили, сбросив в море.
По легенде, Господь, вняв мольбам христиан, желавших предать тело своего пастыря земле, сделал так, что море отхлынуло от берегов, дав возможность людям найти на дне тело своего учителя и предать его земле на островке у самой вершины Казачьей бухты. А чудо отлива повторялось из года в год до VI века н.э.
Остров, где нашел свое упокоение епископ Римский Климент, было почитаем среди священников и простых горожан на протяжении столетий. Сюда совершали паломничество все, кто посещал Тавриду.
Через некоторое время после его смерти проповедник был канонизирован христианской церковью. Так полуостров обрел своего первого священномученика, почитаемого во всем мире.
В 2011 году на островке в самой вершине Казачьей бухты был установлен крест — память о священномученике Клименте, третьем Папе Римском.
Автор Оксана Шевцова